Национальный музей Джакарта.

Мкртычев Т.

Искусство аборигенов

 

Статуэтка аду. Около 1940

Скульптура предка Место находки неизвестно. Без даты. Камень, резьба. 94x27

Каменная скульптура, изображающая всадника на фантастическом животном, была установлена над погребением вождя или знатного представителя племени. Ее стилистика соединяет тщательность моделировки отдельных деталей (кисти рук) и схематические решения (непропорционально большая голова, условные черты лица). Мужчина восседает, подогнув ноги, на существе, в котором совмещаются черты слона (хобот), лошади (голова с уздой и туловище) и дракона (задняя часть и хвост). Данное изваяние устанавливалось как памятник после проведения вторых похорон, когда костные останки умершего помещались в гроб. Назначение скульптуры заключалось в том, чтобы напомнить потомкам о величии предка, который переходил в разряд небожителей и оказывал помощь в земной жизни.

Сосуд Баджо, остров Сулавеси. Без даты. Глина, ручная лепка, штамповка, резьба, обжиг. Высота — 14, диаметр — 18

На полуострове Южный Сулавеси проживает народность такалар, которая славится своими керамическими изделиями. Данный сосуд, найденный в местечке Баджо, имеет округлое тулово, невысокую прямую шейку, венчик не сохранился. Тулово емкости создано из двух половинок, оттиснутых в штампах, а затем скрепленных. Отдельно была изготовлена и прямая шейка. Верхняя часть тулова украшена тщательно выполненным прорезным растительным орнаментом, который закомпанован в овальные картуши. Под шейкой проходит пояс из «сердечек». Нижняя часть изделия обработана подрезкой.

Очевидно, данный сосуд имитирует металлический образец, относящийся к мусульманской художественной традиции. Считается, что он предназначался для воды. Благодаря высокому качеству керамика, произведенная народностью такалар, пользовалась большой популярностью среди населения Индонезии.

Ритуальный сосуд «кенди» Остров Суматра 1885. Глина, лепка, обжиг. Высота — 40

Кенди — специальный сосуд, предназначенный для проведения церемонии Турун Манди («прохождение через омовение»), до сих пор распространенной среди народности минангкабау, проживающей на Суматре. Несмотря на то что в настоящее время ее представители являются мусульманами, они продолжают исполнять этот обряд инициации, восходящий к доисламским верованиям. Он проводится над ребенком в возрасте трех месяцев. Кроме того, подобные сосуды используются в свадебных церемониях. Форма изделия изображает череп буйвола с рогами, который приносился в жертву во время свадьбы. Фигурка женщины в саронге передает ритуальное омовение. Вода в таком сосуде считается священной, и окропление ею призвано защитить человека от всего отрицательного. Данный предмет был найден при дворе Туланг Баванг королевства Лампунг на Суматре.

Сосуд для туши Остров Калимантан 1886. Дерево, резьба. 8,5x6

Среди племени даяков, проживающих на острове Калимантан, широкое распространение имела практика нанесения татуировок. Они информировали о социальном статусе и заслугах владельца, а также выполняли функцию оберега. Существовали строго регламентированные зоны тела для накалывания рисунков и определенный набор орнаментов. Кроме того, среди даяков были особые люди, занимавшиеся татуированием, что являлось одновременно и почетным, и очень ответственным делом. Все правила, связанные с ним, неукоснительно соблюдались.

Данный сосуд, вырезанный из дерева, имеет форму фантастического существа (собака с головой дракона). В его раздельных резервуарах хранилась тушь (двух цветов) для татуировок. Подобный вид емкости был призван уберечь использовавшийся материал от различных злых влияний, могущих повредить человеку, которого им расписывали.

Статуя предка (литит ломи) Западный Тимор, остров Тимор. XIX век. Камень, резьба, процарапывание. 42x35x16

Вера в духов и помощь предков составляет одну из основ мировоззрения народа атони, населяющего Тимор (Западный Тимор является частью Индонезии). Данный идол — фигура обожествленного предка, атони называют его «литит ломи». У изваяния схематичное короткое тело с рельефными утрированными руками, сложенными на груди, на которой прорезан круг, короткая шея и большая голова со схематичными чертами лица — небольшие глаза, плотно сжатый рот, прямой нос, уши, вырезанные двумя короткими дугами. Центральной характеристикой фигуры предка является прическа в виде большого пучка на затылке. На «волосах» схематично изображены петухи, гекконы и скорпионы. По поверьям атони, петух связан с солнцем и символизирует храбрость и плодородие, тогда как гекконы и скорпионы — воду и загробный мир. Считается, что такая скульптура предка обладает определенной магической силой. Обычно ее устанавливали на камнях возле священного дерева, реже — внутри дома для защиты от злых сил.

Антропоморфная фигура «укур» Остров Бали. XIX век. Золото, растительные нити, вырезание. Высота — 136,7

Укур — атрибут, занимающий важное место в погребальном обряде населения острова Бали. Это антропоморфное изображение, изготавливаемое из китайских монет (круглые литые монеты с квадратным отверстием посередине), связанных между собой хлопчатобумажными нитями.

Традиционный погребальный балийский обряд — кремация. Укур обычно выкладывается рядом с кремированными останками умершего. Считается, что его задача — сопроводить душу, а в случае возрождения помочь ей правильно восстановить утраченное тело. Очевидно, в этом обычае отражены не только китайские представления о необходимости денежного содержания в ином мире («денежные деревья» в погребальной практике династии Хань), но и архетипические представления о плате за благополучную загробную жизнь (перевозчику Харону через реку мертвых Стикс у древних греков).

Судя по деталям фигуры, сделанным из листового золота, и 43 золотым монетам, которые когда-то соединялись между собой, данный укур принадлежал знатному члену общества.

Щит Асматы, остров Новая Гвинея. XX век. Дерево, резьба, роспись. 121x41

На юго-западном побережье острова Новая Гвинея (провинция Папуа) проживает этническая группа асматов, широко известная в мире как охотники за головами. Главную роль в племени играют охотники-воины, обязательным элементом вооружения которых является щит. Как и положено в традиционном обществе, оформление утилитарных предметов имеет символическое значение. В своем искусстве асматы использовали только три цвета — красный, белый и черный. Белый узор, нанесенный на щит, обозначал Верхний Мир, где обитали духи предков. Наряду с ритмическим повторением одинаковых элементов в композиции узора намечена осевая симметрия, кроме того, на щите обозначены основные мировые уровни — низ (спиралями), верх (стилизованным трилистником). Наличие такого орнамента должно было обеспечить владельцу доспеха защиту и поддержку со стороны предков, что является одной из основных характеристик анимистических представлений асматов.

Волосатый щит (келембит бок) Восточный Калимантан, остров Калимантан. XX век. Дерево, волосы, резьба, раскраска, крепление. 126x33

Волосатый щит (келембит бок) — один из обязательных атрибутов вооружения мужчин племени даяк кения в Восточном Калимантане, которые в прежние времена были известны как охотники за головами. Келембит означает «щит», бок переводится как «волосы». Келембит бок имеет прямоугольную форму и делается из легкого эластичного дерева. Поверхность щита декорируется масками и волосами. Одна маска располагается в центре, а две другие — на концах прямоугольника. Еще полвека назад для изготовления таких щитов использовались волосы врагов, убитых во время межплеменных войн. На сегодняшний день волосы заменяются различными растительными материалами. Считается, что такой щит оберегает владельца не только во время военных действий, но и от огня, а также колдовства. Ныне эти доспехи используются для этнографических представлений, в частности танца, в котором воспроизводят бой — он называется «качет папатай».

Родовая статуэтка Асматы, остров Новая Гвинея. XX век. Дерево, резьба, роспись, растительное волокно. 68x15

Резьба по дереву является одним из наиболее известных видов традиционного искусства асматов, коллекционирование которого европейцами началось с середины XIX века и остается популярным до сих пор. В контексте анимистических представлений, распространенных среди этого племени, важную роль в их жизни играют так называемые родовые статуэтки. Скульптурки вырезались из дерева и расписывались в соответствии с традиционной боевой раскраской воина-охотника. Герой, как правило, изображался с руками, сложенными на груди, что является у асматов молитвенной позой. По представлениям племени, с помощью таких статуэток можно вызвать на контакт Масрен Нангги (Бога-Создателя). Подобные родовые фигурки устанавливаются в домах либо на родовых кладбищах.

Ида Рамбут Седана Место находки неизвестно. XX век. Дерево, резьба, раскраска, металл, литье. 42x15,5x13; 37x16x13

В представлениях народов Индонезии имеется немало черт, которые сформировались в результате взаимодействия их устойчивых верований и различных внешних влияний. Местным проявлением индуизма является Ида Батара Рамбут Седана — божество материального благополучия и богатства. Оно может быть представлено и в мужской, и в женской ипостаси, а также, как в данном произведении, парой. Его основной атрибут — покрывающее все тело одеяние из традиционных китайских монет (ян кепен), отлитых с квадратным отверстием в центре, сделанным для удобства хранения и переноски. Специалисты предполагают, что они могли появиться в Индонезии в IX веке, во время правления в Китае династии Тан, когда сюда пришли торговцы из Поднебесной империи. Вероятно, какие-то местные анимистические верования, связанные с почитанием предков, были дополнены представлениями о материальном благополучии. Так появились антропоморфные статуэтки, украшенные названными деньгами. Между тем со временем настоящие монеты были заменены их имитациями.

Две данные статуэтки изображают божественную пару. Мужчина (с пышными усами) и женщина вырезаны из дерева, раскрашены красной и черной красками. На них — традиционные индонезийские королевские головные уборы.

Статуэтка предка Корвар, остров Новая Гвинея. XX век. Дерево, резьба. 18x32

Корвар — стиль резьбы, получивший распространение на северо-западе Новой Гвинеи (регион канала Гелвинк) среди племени асматов. Он отличается схематизмом и одновременно передачей ряда мелких деталей. Вырезанные фигуры помещались на носах лодок, служили украшением жилищ, а также в качестве объектов поклонения. По мнению специалистов, подобные статуэтки были одной из важнейших частей культа предков, существовавшего среди асматов. Считалось, что такая скульптура хранит души умерших и обеспечивает владельцу их помощь и защиту. Характерными особенностями антропоморфных статуэток являются большие головы с крупными, утрированными чертами лица, непропорциональное тело, сидячее положение, наличие оружия в руках. Асматы считают себя потомками Творца, от которого они унаследовали умение художественной резьбы и инструменты, в частности долото. Традиционно среди асматов резчики по дереву, создававшие антропоморфные изображения, представляли особую группу. Для работы они избирали специальные породы.

Задняя стенка трона (сесако) Южная Суматра, остров Суматра. XX век. Дерево, резьба. 197x194

На территории Южной Суматры распространены так называемые троны почета (пепадоны). Они являются своеобразными индикаторами социального статуса и власти, переходят от одного главы племени к другому. Население верит, что такие троны наделены волшебной силой, которую вождь использует для достижения благоденствия всего коллектива. Большое символическое значение в конструкции предмета имеют задние стенки (так называемые сесако), представляющие собой сложную картину, вырезанную из дерева. Композиция сесако называется «каламакара». Она включает изображение головы человека, оформленное разнообразным растительным узором, и двух драконов. Считается, что голова и орнамент символизируют предков, соединяющих прошлое с настоящим. Таким образом, трон обеспечивает сидящему на нем главе племени связь с умершими, а те в свою очередь — процветание и богатство. Мотив драконов носит охранительный характер: эти существа призваны оберегать владельца трона от направленных на него злых дел и чар.

Фигурка богини риса (Чили) Остров Бали. XX век. Пальмовые листья, плетение, резьба, серебряная фольга. Высота — 54

Рис играет основную роль в рационе значительной части народов Индонезии, поэтому существуют различные обряды (персембахан), призванные обеспечить богатый урожай, а также его сохранность в течение года. Один из них проводится после завершения жатвы. В это время в деревнях из листьев пальмы (Lontar palm) принято делать фигурку богини риса, которую называют Чили. Как правило, это плетеная кукла с пышной прической, украшенной цветами, вырезанными из пальмовых листьев. К ее ушам прикрепляют крупные круглые серьги из серебряной фольги. Такие изделия устанавливают в хранилищах риса, называющихся «лумбунг пади». По народным поверьям, они призваны оберегать урожай от злых сил.

Статуэтка аду Северная Суматра, остров Суматра. XX век. Дерево, резьба, ткань. Высота — 58

Перед зрителем — статуэтка, называющаяся «аду». Она очень схематично изображает стоящего мужчину в традиционном головном уборе главы племени (с высокими стилизованными листьями). У него широкое лицо с крупными чертами и большими ушами. На груди персонажа — боевой доспех(?), на бедрах — повязка, сделанная из куска плотной ткани. Мужчина держит перед собой опущенные руки.

Такого типа скульптурки изображали обожествленных предков, их почитали, им поклонялись. К аду обращались за помощью в критических ситуациях. Считалось, что они охраняют племя. Эти статуэтки были распространены среди папуасов Северной Суматры.

Маска Рангды Остров Бали 1934. Дерево, резьба, роспись, растительные волокна. 129x29

Рангда — королева вредоносных духов-оборотней (лейяков) в традиционной мифологии жителей острова Бали. Ее имя переводится как «вдова». Рангда представляется в виде полуобнаженной старухи с длинными растрепанными волосами и острыми когтями. По ночам она вырывает трупы из могил, похищает и поедает детей. Ей противостоит повелитель светлых сил Баронг. Существует специальная мистерия «Рангда-Баронг», проводимая возле святилищ культа предков. Один из участников, представляющий Рангду, выступает в ее маске, имеющей сакральный характер и изображающей страшное лицо с выпученными глазами, ужасающими клыками, высунутым языком и длинными косматыми волосами. Мистерия демонстрирует мировое равновесие между силами добра и зла.

Исследователи предполагают, что образ Рангды мог начать формироваться в Средние века под сильным индуистским влиянием, когда индуизм являлся государственной религией на Бали и был связан с Дургой (супругой Шивы) или ее воинственной ипостасью Кали.

Джеро Геде Остров Бали 1936. Дерево, резьба, ткань, волос, позолота, натуральные красители. Высота — 54

Согласно народным поверьям, Джеро Геде был балийским принцем. Как правило, его изображают с лицом черного цвета, с большими выступающими вперед зубами и растрепанными длинными волосами. Считается, что эти черты символизируют бурные страсти, желания и низменные инстинкты. Герой в саронге, с ожерльем на шее и браслетами на предплечьях и запястях. За спиной, за поясом, у него располагается крис.

Джеро Геде составлял пару с женским персонажем — Джеро Лу, имеющей светлую кожу и добрые наклонности. Вместе они назывались Баронг Ландан, представляли светлые силы и выступали во время праздника галунган возле местных храмов, где противостояли Рангде — колдунье, в образе которой воплощалось все зло. Такие праздники сопровождались ритуальными танцами и песнями, составлявшими театрализованное представление, основной смысл которого заключался в борьбе двух начал — добра и зла. Как правило, первое в виде Джеро Геде и Джеро Лу побеждало, и колдунья под напором божественной пары вынуждена была уйти в лес.

Скульптуры предков Остров Флорес 1938. Дерево, резьба, вставка. Высота — 59

Несмотря на то что значительная часть населения острова Флорес официально считается католиками, среди простых людей важную роль по-прежнему играют анимистические представления и культ предков.

Две деревянные скульптуры — обнаженные мужчина и женщина, стоящие в одинаковой позе — левая рука на груди, правая опущена к гениталиям, — изображают обожествленных предков. Обе выполнены в условной манере: утрированные фигуры на подогнутых ногах, схематично переданные черты лиц. Между тем характерной чертой этих статуэток являются инкрустированные голубыми камнями глаза, которые производят впечатление наблюдающего за всем немигающего взгляда. Считается, что благодаря ему предки оценивают деяния и мысли своих потомков. Обычно такие скульптуры устанавливались перед входом в дом или в специальных святилищах.