Журнал «Вокруг Света» № 11 за 2003 год

Поделиться с друзьями:

Феномен: Музыка в камне

Помимо удивительной структуры, состоящей из микроскопических кристаллов кварца, агат имеет и необычную географию месторождений: от индийского плато Декан и заливов Новой Шотландии до подмосковного Голутвина.

Агат состоит из бесконечного множества микроскопических кристаллов кварца. Именно кварцем определяются его основные физические свойства – довольно высокая твердость (6,5—7 по шкале Mooca) и плотность 2,5—2,6 г/см

3

. Характерная черта агата – слоистость, причем слои отличаются друг от друга размерами микрокристаллов их волокон, ну а внешне – по цвету. Цветовая гамма агатов необычайно широка – весь спектр возможных оттенков видимого света и их сочетаний, включая белый и черный. При этом цвет зависит от состава и количества примесей различных химических элементов и их соединений (хромофор).

При отсутствии примесей агатовый слой имеет собственный цвет халцедона – белый, серый или голубовато-серый, который зависит от размеров микрокристаллов и волокон, а также от размеров микропор между ними, которые и рассеивают свет. Так, примеси железа и его окислов придают агату «теплые» цвета: желтый – у амберина, оранжево-красный – у сердолика, мясо-красный – у карнеола и каштаново-бурый – у сардера. Интенсивность окраски и ее оттенок напрямую определяются количеством примесей оксидов железа.

Малейшее изменение его концентрации в агате – и его цветовая гамма заметно меняется. Особенно отчетливо этот механизм окраски виден на срезах агатов из россыпей. В них зачастую наблюдается плавное изменение цвета от центра к краям – в середине голубой или серый, потом цвет постепенно меняется на желтый, затем следуют темно-желтый, красный и так далее – до каштаново-коричневого.

Арсенал: Звездные войны эпохи «звездных войн»

Такой литературный жанр, как фантастика, – явление в нашей жизни достаточно почтенное, а вот научная фантастика, объясняющая, как действует то или иное чудо техники, – относительно молода. А если можно себе представить, как работает рожденное фантазией писателя техническое чудо, то очевидно, что и до практической его реализации недалеко. Поэтому многое из того, что в свое время было описано Жюлем Верном и Гербертом Уэллсом, уже создано. Да и чудо далекого будущего – персональный коммуникатор, позволяющий в числе прочего связываться с всепланетным разумом, – уже лежит у многих в кармане. Так почему же тогда до сих пор не появилось то, что производит на людей самое сильное впечатление, а именно – техника «звездных войн»?

Если говорить о научной фантастике, воплощенной в игровом кино, то она уже давно борется со злом на космических просторах. Причем если писатели-фантасты, творившие на заре самолето– и ракетостроения, живо интересовались принципиальной реализуемостью своих замыслов, то фантазию создателей кинолент в наш век всеобщей компьютеризации сдерживает, пожалуй, единственный фактор – мощность доступной вычислительной техники. Современные творцы фантастики все реже оглядываются на новейшие технические достижения, а инженеры уже не в состоянии почерпнуть что-нибудь полезное для дела из популярных научно-фантастических произведений.

Наглядный тому пример – нашумевшие голливудские фильмы. Стремясь превратить киноленту в так называемый блокбастер, то есть зрелищный аттракцион, режиссеры и сценаристы менее всего заботятся о правдоподобии деталей. Лишь в начале научно-фантастической киноэры, когда американское общество было очаровано научными достижениями, деятели кино хотя бы пытались объяснить, как действует оружие – в первую очередь инопланетное. Например, в фильме Р. Уайза «День, когда остановилась Земля» (1951 год) пришелец Клатоу «парализует» электрическую энергию.

Впрочем, непосредственно в космосе киновойны разворачиваются редко – не позволяет уровень развития спецэффектов. Но у зрителя не остается сомнений: при случае противники начнут уничтожать друг друга скорее всего некими таинственными лучами, похожими на лазерные. Впервые такое оружие применили «марсиане» в картине «Война миров» Б. Хаскина, вышедшей в 1953 году. Так же произошло и в трилогии Д. Лукаса «Звездные войны», открывшей новую страницу в кинофантастике. Технические же характеристики голубых смертоносных лучей, которыми поливают злодеев Люк Скайуокер и капитан Соло, никого не интересуют. Иными словами, с реальностью это оружие совершенно не связано.