«ПУТЬ БЛАЖЕНСТВА: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО СТАДИЯМ МЕДИТАЦИИ»

Гьяцо Тензин

9. ПУТЬ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

 

Вступив на путь освобождения, вы должны остановить круговорот бытия. Чтобы выполнить это, необходимо избавиться от заблуждений. Хотя и существуют различные точки зрения на то, что такое неведение, в зависимости от различных философских представлений о природе пустоты, но если вы способны полностью уничтожить тонкие формы заблуждений – и, в особенности, наиболее тонкие уровни заблуждений – посредством применения соответствующих противодействующих сил, то сможете освободиться также и от всех прочих заблуждений. Если же вы применяете эти противодействующие силы только к грубым уровням заблуждений, вы не сможете достичь окончательного освобождения. Распознавание тонких заблуждений может возникнуть только на основе изучения текстов высшей школы буддийской философии, Мадхьямика-Прасангика.

Из всех заблуждений наихудшим является неведение, в результате которого возникают ошибочные представления об истинном бытие предметов и явлений. Существует два вида неправильного восприятия природы бытия, один из которых базируется на личности, а другой на внешних явлениях. При этом объекты ложно воспринимаются как имеющие некоторые врожденные свойства, как существующие независимо и по своим собственным законам. Противодействующей силой, которая уничтожает такое неведение, является мудрость, при помощи которой человек может рассмотреть неправильные взгляды на природу вещей и явлений и отказаться от принятия этих ложных точек зрения. Без применения такой противодействующей силы вы не сможете искоренить неведение. Поскольку именно неведение усматривает несуществующие врожденные свойства в предметах (что и является корнем всех индивидульных заблуждений), вы должны породить мудрость, проникающую в природу реальности, мудрость, которая воспринимает вещи в их истинном виде, как лишенные истинного или врожденного статуса.

Противодействующей силой, необходимой для уничтожения заблуждений, является мудрость, сочетающая в себе успокоение ума (санскр. шаматха. – Прим. пер.) и особое постижение (санскр. випашьяна. – Прим. пер.). Для того, чтобы развить правильную медитативную стабилизацию, свободную как от умственной инертности, так и от излишнего умственного возбуждения, следует прежде всего заложить для этого соответствующее основание: нравственность, то есть воздержание от неправедных поступков. Поэтому путь, ведущий к освобождению, состоит из трех моментов:

нравственности как основы;

медитативной стабилизации, как дополнительного фактора;

и собственно пути, заключающегося в практике мудрости.

Вступив на путь практики мудрости и максимально развив ее, вы сможете покончить с неведением, в особенности с тем, которое заставляет ложно воспринимать образ бытия феноменов.

Если целью практикующего является достижение просветления только ради своей собственной пользы, то в результате такой практики он достигает состояния, свободного от заблуждений и называемого состоянием архата, или «победителя врагов». Но мы с вами находимся на пути, свойственном людям с высшими способностями, и главная цель этого пути состоит в практике образа жизни бодхисаттвы. Итак, здесь мы излагаем только практику нравственности, тогда как другие два момента – сосредоточенность и мудрость будут объяснены позже.

Начальное развитие в себе отвращения к миру очень важно. Несмотря на то, что главной задачей является деятельность ради блага других, для развития сострадания к тяжким страданиям всех живых существ важно осознать прежде всего свои собственные страдания, ощутить всю их непереносимость. Поэтому отвращение к миру является причиной, которая позже приведет к появлению в вас сострадания.

После того как отвращение к миру станет в вас достаточно сильным, следует переключить внимание со своих собственных страданий на страдания других. Научившись распознавать страдания внутри самого себя, вы сможете сравнить себя с прочими живыми существами и подумать о том, что все они подобны вам в том, что желают освободиться от страданий.

Чтобы достичь ясного понимания нравственности, важно уяснить себе факторы, несовместимые с ней, такие, как десять несовершенств, и научиться их избегать. Поскольку неведение является дверью, ведущей к совершению негативных поступков, очень важно научиться различать действия, несовместимые с принесенными вами обетами – как монашескими, так и мирскими. Если вы не имеете такого знания, то хотя вам и будет казаться, что вы не нарушаете обетов, в силу своего неведения вы их с легкостью нарушите. Поэтому неведение полностью исключается. Для этого вам следует внимательно изучить тексты, касающиеся данных вами обетов.

Отсутствие почитания – другая дверь, ведущая к совершению негативных поступков. Вы должны всячески развивать в себе почтение к Будде и к учению, проповеданному им, размышляя о его доброте и высших качествах. Почитая Будду, вы сможете с большей легкостью придерживаться его учения и связанных с ним обетов.

Недостаточная сознательность также приводит к негативным поступкам и к нарушению обетов, поскольку создает благоприятную почву для возникновения негативных эмоций. Несмотря на то, что мы должны бороться со всеми заблуждениями, некоторые из нас отличаются отдельными, наиболее ярко выраженными эмоциями, такими, как вожделение, гнев и прочее. Поэтому нужно стремиться побороть в себе самые сильные из них с помощью специальных противоядий, например медитации на любви, которая противодействует гневу, на отвратительных свойствах бытия, чтобы покончить с привязанностями, концентрации на дыхании, чтобы устранить чувство беспокойства, и т. д. Нужно периодически восстанавливать свою внимательность, говоря себе: «Я последователь учения Будды и нахожусь на пути духовного развития». Таким образом вы сможете оградить себя от совершения негативных поступков, даже во сне. Вот как следует соблюдать чистую нравственность.

Любой путь, позволяющий вам очистить свой ум от неблагоприятных факторов, есть путь, ведущий к освобождению. У вас не должно быть чувства, что освобождение – это нечто отдаленное; напротив, пресечение неведения в вашем собственном уме и есть освобождение, поскольку в результате достигается свобода от страданий и заблуждений. Освобождение такого рода – очень высокое состояние, но достижение его тем, не менее, не является исполнением всех ваших устремлений. Потому что, хотя человек и достигает здесь постоянного покоя и освобождается от круговорота бытия и всех заблуждений, он еще не обретает свободы от тонких воздействий того, что оставлено в его душе заблуждениями. Эти дремлющие в нас отпечатки заблуждений продолжают искажать восприятие явлений и служат причиной дуалистических представлений, не позволяя тем самым возникнуть в нас всеведению. Поэтому, с точки зрения реализации состояние архата, то есть индивидуального освобождения, не является окончательным.