«ПУТЬ БЛАЖЕНСТВА: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО СТАДИЯМ МЕДИТАЦИИ»

Гьяцо Тензин

4. СТРАДАНИЯ В НИЖНИХ МИРАХ

 

Следующая медитация для людей с небольшими способностями состоит в размышлении о страданиях в нижних мирах. Снова сосредоточившись на своем духовном учителе, вы должны подумать о том, что, когда ваша связь с этой жизнью подойдет к концу, у вас будут две возможности дальнейшего существования: благоприятная и неблагоприятная.

Как мы уже говорили ранее, за рождением неизбежно следует смерть, то есть тот момент, когда физическое тело прекратит свое существование. Среди многих различных типов сознания существуют грубые формы, такие, как сознание органов чувств, которые полностью зависят от тела. Все эти типы сознания имеют свою основополагающую природу – Ясный Свет; сознание не может происходить из того, что по своей природе не является Ясным Светом. Поэтому само сознание Ясного Света известно как основополагающее природное сознание, и, приходя в соприкосновение с внешними явлениями и обстоятельствами, оно производит более грубые формы ума.

Поскольку последовательность этих тонких форм сознания безначальна, то даже для обычных людей существует возможность воспоминания переживаний смерти из своих прошлых жизней. Я знаю в Индии некоторых детей, которые могут очень ясно и отчетливо вспомнить свои прошлые жизни и тот опыт, через который они прошли в момент смерти. Такие воспоминания являются наблюдаемым ныне феноменом. Некоторые люди, которым удается победить активные силы грубых уровней ума посредством своей медитации, оказываются в состоянии увеличить силы своих тонких уровней сознания через опыт переживания Ясного Света. В результате такого опыта они могут отчетливо вспомнить свои прошлые жизни. Это показывает, что в прошлом имеются события, являющиеся объектами для наших воспоминаний и памяти, которые служат указанием на существование прошлых жизней.

Нет ничего, что могло бы прекратить существование этого сознания, которое имеет природу ясности и ведения. В момент смерти оно отделяется от тела и переходит в промежуточное состояние. В этот момент человек имеет переживание тонких форм сознания (речь идет не о тех его тонких формах, которые развиваются в результате занятий медитацией). Существует много различных уровней сознания, когда активное внимание ума отвлекается от внешних объектов, человек может избежать грубых уровней сознания и перейти к переживанию тонких.

Существует три уровня сознания. Переживание этих различных типов сознания зависит от уровня, на котором пребывает живое существо. Низшим из этих уровней является сфера желаний, которой соответствует самый грубый уровень сознания, где люди в наибольшей степени привязаны к внешним объектам. Затем идет область, известная как сфера бесформенного, которая подразделяется на четыре уровня. Это – состояние бытия, в котором обретается временное освобождение не только от страданий и неудовлетворенности, но также и от обычных переживаний радости и удовольствия, которые всегда имеют своим результатом вожделение и разочарование. Хотя очень трудно логически доказать существование этих уровней, вы сами можете рассудить, что те состояния ума, которые вы имеете теперь, могут привести вас в результате к различным видам существования в будущем. Выводы относительно природы этих состояний могут быть сделаны на основании суждений о качестве нашего нынешнего ума и о степени его вовлеченности к чувству вожделения, ненависти, гнева и т.д.

После смерти человек рождается вновь в одной из этих трех сфер бытия, которые в целом можно разделить на две категории: благоприятное и неблагоприятное, или высшее и низшее перерождения. К числу благоприятных перерождений можно отнести появление на свет в виде небожителя (в сфере бесформенного, сфере форм и в сфере желаний), в виде асура (так называемые полубоги) и в виде человеческого существа. К неблагоприятным перерождениям относятся перерождения в виде животного, в виде голодного духа и перерождение в аду.

Я не знаю, существуют ли области ада на самом деле именно в таком виде, как они описаны в литературе Абхидхармы, но совершенно очевидно, что окружение, в котором пребывают живые существа, в значительной степени сочетается с ними самими. Что касается нас, то мы в огромной степени зависим от нашей планеты Земля. Однако человечество в прошлом не придавало этой зависимости должного значения, и в результате люди относились к ней слишком потребительски. Результатом такого неразумения стало бессовестное ее использование, что оказало разрушительное влияние как на природу, так и на обитателей Земли. Если мы повнимательнее посмотрим на нашу планету и на тех, кто на ней обитает, то мы удивимся тому, сколько способов самосохранения лежит в основе всего земного бытия. Обратите внимание, как по-разному размножаются деревья, например. Это позволяет им выжить и продолжать существование своего рода. Так, семена некоторых растений имеют специальное покрытие, как у хлопка, в результате чего они переносятся ветром на большие расстояния. Если мы рассмотрим отдельные случаи этого разнообразия, то нам будет очень трудно объяснить все это с точки зрения логики. То же самое касается и живых существ очень трудно поверить в то, что они проходили процесс своей эволюции в течение более пяти миллиардов лет. Неудивительно поэтому, что описание других форм жизни, на других планетах, понять очень трудно, но это вовсе не значит, что такие формы не существуют.

Поэтому, если количество живых существ безгранично и они могут иметь самую различную форму, очертание и цвет, то из этого мы можем сделать заключение, что их окружение, место их естественного обитания могут полностью отличаться от нашего. В буддийском писании говорится о бесчисленных мировых системах, но их подробное описание, которое можно найти в Абхидхарме и некоторых сутрах, таких, как «Сутра Памятования» (До-де Дренпа Ньершаг), не следует воспринимать буквально. От нас скрыто логическое объяснение отдельных случаев различных форм, сочетаний физических элементов, окрасок и прочего, что присуще бесчисленным мирам поскольку все это является тончайшим проявлением и действием кармы.

В нижних сферах бытия существуют различные страдания. Те области, в которых наиболее острым является переживание собственно страдания, называются адом; те, в которых наиболее выражены страх и неведение, называются царством животных, где сильный пожирает слабого; те, в которых наиболее острым является мучение от голода, носит название царства прет (голодных духов).

Вам следует подумать о том, каково воплотиться в низшие формы бытия – например, родиться собакой. Представьте себе, что вы будете чувствовать и какова будет ваша судьба! Никто не родится в таком месте без определенной причины, просто в силу случайности. Когда причины и условия, необходимые для такого рождения, сойдутся, рождение в этом месте последует само собой. Подумайте над тем, что вы накопили достаточное количество причин для этого, таких, как воровство, убийство и прочее. Если причины, порожденные такими поступками, являются достаточно мощными, то результатом этого будет рождение в аду. Действия такого рода, будучи менее интенсивными, приведут к тому, что вы родитесь в области голодных духов, а действия еще более слабые повлекут за собой ваше рождение в царстве животных.

Поскольку не приходится сомневаться, что мы в этой жизни накопили все виды негативных поступков, то наше падение в эти области – это только вопрос времени. В тот момент, когда прекращается дыхание, начинается следующая жизнь. Размышляя таким образом, следует не просто думать об этом, но стараться вызвать в себе соответствующее переживание, представить себе, что вы действительно ввергнуты во все эти страдания, и тогда такое размышление будет очень действенным и эффективным.

В Ламриме Далай-ламы Пятого, а также в Лам Ченмо Цонкапы говорится, что во время этого созерцания следует представлять себе, что вы страдаете до такой степени, что уже не можете переносить эти страдания, так, чтобы в вас возникло чувство страха. Когда вы увидите невыносимость этих переживаний, подумайте о том, что у вас есть возможность прямо сейчас оградить себя от падения в нижние миры. Вспомните те факторы, которые приводят к рождению в этих сферах бытия, проверяя, имеются ли у вас причины и условия, необходимые для того, чтобы родиться там, имелись ли такие причины в прошлом, или может быть вы создадите их в будущем. Постарайтесь устранить их. Обратитесь с молитвой к своему духовному учителю о том, чтобы вам никогда не довелось совершать такие поступки. Самым действенным средством, защищающим вас от перерождения в нижних сферах бытия, является постижение дхармы.

Некоторые люди полагают, что если они действительно встретятся с переживаниями низших миров, то смогут противостоять им, но что поскольку эти переживания еще не наступили, то и нет нужды искусственно имитировать их. Такой подход непрактичен. Храбрый человек старается заранее представить себе всю меру опасности и хорошо подготовиться, прежде чем столкнется с ней. А просто ждать наступления события и не готовиться к нему – это образ действий глупца. Вызовите в себе реальное чувство непереносимости страданий в нижних сферах бытия, воображая, что вы уже родились там. Если вы прибавите к этому понимание наличия в вас самих причин для такого рождения, у вас возникнет сильное желание искать спасения от этого ужаса. А истинной мерой, предохраняющей от этого, является принятие прибежища в Трех драгоценностях и вера в кармический закон причинности.