«ПУТЬ БЛАЖЕНСТВА: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО СТАДИЯМ МЕДИТАЦИИ»

Гьяцо Тензин

2. РАССМОТРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

Первая практика, базирующаяся на истинном доверии к духовному наставнику, состоит в том, чтобы убедить себя постараться использовать суть человеческой жизни со всеми сопутствующими ей возможностями и свободами.

Сперва следует осознать, сколь редкой и драгоценной является наша жизнь. Но недостаточно только просто обрести драгоценное человеческое тело, содержащее в себе такой великий потенциал. Следует еще полностью реализовать его, используя самую существенную его часть. Так, например, если человек достигает какой-либо высокой должности, но не старается наилучшим образом работать на благо общества, то в этом его высоком положении мало проку. Если же, полностью используя свой потенциал, человек оказывается в состоянии совершить великие деяния, то тогда можно сказать, что он достиг успеха. Поэтому, прежде всего, важно осознать всю значимость и великие возможности, заложенные в человеческой природе.

О чем идет речь, когда говорят о свободах и благоприятных возможностях, которыми наделен человек? Говоря о свободе, мы имеем в виду, что он имеет время, точно так же, как мы говорим в повседневной жизни, когда спрашивают, есть ли у нас время, чтобы сделать то-то и то-то. Подобным образом и в нашем человеческом существовании мы имеем время для того, чтобы заниматься практикой.

Другие формы жизни (например, животные) не имеют возможности даже помыслить о дхарме, поскольку они в очень сильной степени зависят от такого фактора, как неведение. По сравнению с ними люди наделены громадной свободой, чтобы практиковать дхарму.

Поэтому, как говорят учителя, если бы вам довелось родиться в нижних областях мира, то учения Будды и тантрические учения не могли бы принести вам большой пользы, хотя они и существуют в нашем мире. Вы могли бы также родиться в мирах небожителей, но и в этом случае вы не имели бы таких благоприятных возможностей, как теперь, поскольку практика дхармы должна осуществляться на основе постоянного повышения уровня сознания, а в этих мирах ум находится в состоянии слишком сильной зависимости. Итак, вы избежали таких крайних и неблагоприятных форм рождения.

Вам также не довелось родиться в такое время, когда сила проповеди Будды совершенно теряет свою силу. Напротив, она до сих пор активна и действенна. Но, даже родившись в нынешнее, относительно благоприятное время, вы могли бы появиться на свет в таком месте, где эта проповедь не распространена, и тогда вам не удалось бы извлечь пользу из своего рождения в человеческой форме. Но и этого с вами не произошло.

Родившись в стране или в обществе, где распространена проповедь дхармы, вы не получили бы никакой пользы от этого, будь вы лишены необходимых физических или умственных способностей. Вы не подпали бы и под влияние ложных взглядов, таких, как полное отрицание возможности перерождения и истинности учения. Даже если вы не смогли развить в себе глубокую убежденность, основанную на глубоком знании вопроса, вы тем не менее имеете некоторое понимание дхармы, достаточное для того, чтобы поддерживать ваш интерес к ней.

Рассмотрев все это таким образом, вы обнаружите, что вы свободны от явных препятствий и располагаете благоприятными условиями для практики дхармы. Вы не лишены свобод, а сверх того наделены еще и тем, что называется десятью дарами, связанными как с вашей личностью, так и с внешними обстоятельствами. Вы родились в такое время, когда учение Будды еще живо, хотя его самого уже нет на земле, и возможна встреча с живым духовным учителем, а также с замечательными личностями, достигшими высокой степени реализации практики. Исходя из таких мыслей, вы сможете испытать большой душевный подъем и радость от имеющихся у вас возможностей.

Поразмыслив обо всем этом, очень важно в конце сделать обобщение и решить серьезно практиковать дхарму для того, чтобы суметь развить свой человеческий потенциал до его высших проявлений. Опираясь на свое драгоценное человеческое тело, вы сможете выполнить великую задачу: не только достичь благополучия в будущих жизнях, но осуществить также конечную цель.

Чандракирти во второй главе своей работы «Руководство на Срединном пути» сказал:

Если человек не хранит себя [от падений], когда он свободен и живет в мире, как сможет он восстать в будущем, подвергаясь унижениям и находясь в зависимости от других?