Национальный музей азиатских искусств Париж

Мкртычев Т.

У истоков многих крупных музейных собраний нередко стоит единственный человек, чья увлеченность и страсть к коллекционированию со временем перерастают личные интересы и становятся всеобщим достоянием. Таким пассионарным собирателем по праву может считаться француз Эмиль Гиме. Собственный музей, созданный им в 1889 на основе личной коллекции, затем превратился в одно из лучших в мире собраний произведений искусства Востока, поэтому сегодня он продолжает носить его имя.

Обложка: Два Будды на троне. Фрагмент.

 

Официальный сайт музея: www.guimet.fr

Адрес музея: Place d'léna 6, Париж.

Проезд: На метро: линия 9 (станция «léna»), линия 6 (станция «Boissiére»), на автобусе: N 63, 82, 30, 22, 32.

Телефон: +33 1 56 52 53 00.

Часы работы: Среда — понедельник: 10:00–18:00.

Касса прекращает работу в 17:15.

Накануне государственных праздников музей закрывается в 16:45.

Музей закрыт по понедельникам, 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Цены на билеты: Постоянные коллекции: полный — 7,5 €, льготный — 5,5 €.

Выставки: полный — 8 €, льготный — 6 €.

Комбинированный билет (выставка и постоянные коллекции): полный — 9,5 €, льготный — 7 €.

Информация для посетителей: Аудиогид доступен на восьми языках.

Музей оборудован для посещения людей с ограниченными возможностями.

Пакеты и сумки больших размеров, рюкзаки и зонты проносить не разрешено.

В музее нельзя курить, употреблять пищу и напитки, пользоваться мобильным телефоном.

К вашим услугам ресторан, кафе, сувенирные киоски, банкоматы, библиотека.

Здание музея

У истоков многих крупных музейных собраний нередко стоит единственный человек; чья увлеченность и страсть к коллекционированию со временем перерастают личные интересы и становятся всеобщим достоянием. Таким пассионарным собирателем по праву может считаться француз Эмиль Гиме. Собственный музей, созданный им в 1889 на основе личной коллекции, затем превратился в одно из лучших в мире собраний произведений искусства Востока, поэтому сегодня он продолжает носить его имя.

Экспонат музея

Все началось с того, что в 1865 богатый лионский промышленник и талантливый химик Эмиль Гиме отправился в путешествие в Египет. Он предчувствовал, что эта поездка изменит его жизнь. Как и многие просвещенные люди Франции того времени, Гиме интересовался искусством Античности, восточными религиями, особенно Древнего Египта. Путешествуя, он активно покупал произведения древнего искусства. Кстати, тогда это можно было сделать, во-первых, не нарушая законов о вывозе древностей, они в основном появились только в середине XX века, а во-вторых, не подвергая себя риску купить подделку, лавина которых была порождена сформировавшимся позднее спросом на восточные предметы древневосточного искусства. Также предприниматель финансировал археологические работы в Египте. Благодаря его помощи французские археологи открыли уникальные памятники эллинистического Египта.

В 1876 Гиме совершил кругосветное путешествие, во время которого проникся любовью к искусству Китая, Японии и Индии. По возвращении он издал книгу «Японские прогулки», она вышла в двух томах (1878, 1880). Вещи, приобретенные во время поездки, легли в основу его коллекции. Стремясь показать людям собранные сокровища, в 1879 предприниматель открыл в родном городе музей. Первоначально он хотел посвятить его античному искусству, а также древним религиям Востока и Египта. Однако очень скоро увлечение античностью оставило коллекционера, и он сконцентрировался на произведениях искусства Востока.

Получив высокую оценку экспертов и общества, Гиме начал строительство здания для музея в Париже.

Интерьер музея

Интерьер музея

Он открыл его в ноябре 1889. Вскоре собрание получило признание. Еще при жизни Гиме помещения раздела античных религий отвели под коллекцию корейского искусства, переданную музею французским путешественником Шарлем Вара. В 1912 в иконографических залах разместилась тибетская коллекция Жака Боко.

Будучи прекрасным знатоком восточного искусства, Гиме хорошо понимал необходимость образования — в этой связи он инициировал начало формирования тематической научной библиотеки и всячески поощрял изучение восточного искусства.

Со смертью владельца музей не прекратил своего существования. Со временем он стал местом притяжения всех тех восточных коллекций, которые в большом количестве собирались различными французскими учеными, путешественниками, меценатами, политиками.

В 1927 музей был передан государству. Тогда же к нему присоединился музей Индокитая, в котором экспонировались коллекции Камбоджи и Сиама, накопленные экспедицией под руководством Луи Делапорта. В музей перешли богатейшие археологические собрания из Французской академии наук, которые были получены в результате многолетних раскопок Французского археологического представительства в Афганистане. Вплоть до 1936 его коллекция пополнялась также дарами Французской школы Дальнего Востока.

Последним «непрофильным» разделом, дольше всего «продержавшимся» в Национальном музее азиатских искусств (музей Гиме), был посвященный Древнему Египту. После Второй мировой войны, когда в 1945 производилась реорганизация французских музеев, египетская коллекция была передана в Лувр в обмен на собрания Китая и Японии, находившиеся там.

Недавно музей Гиме получил в свое распоряжение одну из лучших в мире коллекций индийского текстиля, собранную Кришной Рибу — председателем Ассоциации изучения азиатского текстиля. Ее первая часть была им передана в 1990, остальные экспонаты — в 2003.

По мере роста собраний у музея возникла острая проблема нехватки помещений. Часть экспозиции в начале 1990-х разместилась в особняке Альфреда Гейдельбаха, она получила название «Буддийский пантеон». Здесь выставлены предметы из первоначальной японской коллекции Эмиля Гиме. Между тем уже в середине 1990-х было принято решение о модернизации здания музея. В течение трех лет его реконструкцию успешно осуществлял архитектор Бруно Анри Годен. В 2000 обновленный музей Гиме вновь принял посетителей. Здесь, в центре Парижа, любители искусства смогут найти практически все, что может заинтересовать как знатока, так и человека, впервые знакомящегося с волшебным миром искусства Востока.

Экспонат музея

 

Искусство Афганистана

Две танцовщицы. Спинка стула. I–III века

Флакон. I век. Стекло, плавка, налеп. Высота — 22,7 Афганистан, Беграм

Еще недавно появление стекла как материала связывали с Древним Египтом (III тысячелетие до н. э.), однако сегодня известны находки стеклянных изделий из Междуречья, датирующиеся примерно этим же временем. Значительного прогресса стеклоделие достигло в Александрии на рубеже нашей эры (эллинистический Египет). Откуда, наиболее вероятно, происходит большая часть стеклянных изделий из коллекции, обнаруженной в хранилище дома в Каписе, в том числе и данный флакон. Вещи поступили в Кушанскую империю благодаря обширной торговле.

Данная емкость представляет собой двуручный кувшинчик с расширяющимся горлышком и двумя ручками. Его тулово и ручки украшены волнистыми налепами.

Бальзамарий в форме галеры. I век. Стекло, плавка, налеп. Длина — 32, высота — 11 Афганистан, Беграм

В состав коллекции стеклянных изделий из дома в Каписе входили кубки, чаши типа «миллифьери», ритон на ножке, группа фигурных сосудов в форме рыб. Среди них был и данный бальзамарий, выполненный в виде галеры. По всей видимости, он предназначался для дорогостоящего масла или другой парфюмерной продукции.

В античном мире большое внимание уделяли парфюмерии, для упаковки которой изготавливались специальные флаконы. Они нередко создавались в виде различных образов и форм — человеческих голов, животных, плодов или галеры, как в данном случае.

Слон в джунглях. Накладка на мебель (спинка стула) I–II века. Слоновая кость, резьба. 58x58. Афганистан, Беграм

Слоновая кость была дорогим поделочным материалом на Древнем Востоке, в частности в Древней Индии, где традиции ее обработки существовали издавна. Во время раскопок Французской археологической миссией древнего кушанского города Каписа (городище Беграм, I–III века) был открыт богатый дом, в одном из его помещений (комната 10), вероятно, располагалось хранилище дорогих изделий. Среди них были найдены многочисленные накладки на мебель, сделанные из слоновой кости. На одной из них изображен слон — популярный образ индобуддийской иконографии.

Косметический диск с изображением всадника на гиппокампе. I–II века. Сланец, резьба, обточка. Диаметр — 13,7 Пакистан, Гандхара

Во время раскопок Французской археологической миссией на памятниках Гандхары (историко-культурная область Северо-Западной Индии) было открыто большое число так называемых туалетных дисков (палеток). По всей видимости, они использовались для растирания различных косметических средств и имели популярность среди индийских модниц в первых веках нашей эры.

Как правило, одна сторона диска была гладкой, а другая украшалась рельефным изображением. В данном случае зритель видит всадника на коне-рыбе (гиппокампе).

Барельеф. Майтрея в раю Тушита. III век. Сланец, резьба, шлифовка. 29,7x43,8 Афганистан, Шоторак

На барельефе изображена трапециевидная арка, опирающаяся на колонны с коринфизированными капителями. В ней находится бодхисаттва Майтрея (бодхисаттва будущего), с ногами, скрещенными в лодыжках, восседающий на троне. Его руки сложены в жесте учения. Между колонн, по сторонам от Майтреи, разместились два знатных буддиста-мирянина, которые внимают ему. На втором ярусе — балконе — стилизованного архитектурного сооружения стоят женщины с ветками растения в правой руке и шаровидными атрибутами в левой. По сторонам от этого строения — две крупные фигуры воинов. Один опирается на копье, второй правой рукой держит палицу, левой обхватывает рукоять меча, висящего на поясе.

По мнению исследователей, данная сцена — одно из наиболее ранних изображений Майтреи в раю Тушита. Воины по сторонам райского чертога — защитники сторон света (дварапалы). Представленный барельеф является постаментом, вероятно, под статую Будды.