Национальный археологический музей Неаполь

Перова Д.

Искусство римского периода

 

Женщина со стилом. Портрет Сапфо. Фрагмент. I век

Вакхическая сцена. I век н. э. Мрамор, интарсия. 21x66

Художник, оформлявший стены помещения, прекрасно продумал сочетание всех деталей и их сложение в структуру единого произведения. Фигуративные изображения справа и слева от мраморного вакхического действа написаны на архитектурном фоне, что создает оптическую иллюзию пространства, параллельного зрителю. Плоскость стены расчленяется колоннами, вносящими разнообразие и оптически полностью разрушающими ее целостность. Стена помещения словно разрезается проемами, в которых застыли фигуры. Таким образом, реальное пространство помещения расширяется благодаря иллюзорному пространству, созданному фантазией художника.

Центральная сцена посвящена вакхическим празднествам. Грузная фигура подвыпившего селена и двух его веселящихся спутников отчетливо выделяется своей белизной на фоне красной стены.

Театральная сцена. I век н. э. Фреска

Фреска, обнаруженная в Геркулануме, является копией греческого произведения IV столетия до н. э. Древний Геркуланум постигла та же участь, что и Помпеи: город погиб в результате печально знаменитого извержения Везувия, в опасной близости которого он располагался. Оказались погребены жители, которые не успели спастись, потратив бесценные минуты на сборы дорогих вещей или тщетно понадеявшись на безопасность внутри домов. Катастрофическое извержение вулкана, однако, способствовало тому, что погребенный город оказался недоступным на многие века и открылся взору археологов XVIII столетия в том виде, в котором его застигла стихия в далеком 79 году.

Сохранились многие живописные произведения, скульптуры, утварь, планировка домов, по ним удалось восстановить картину жизни людей, их интересы.

Театральная сцена, послужившая сюжетом настенной росписи, говорит об увлечении городских жителей театром.

Амур с трубой. I век н. э. Бронза. Высота — 57

Шаловливый мальчишка, сын прекраснейшей из всех богинь Венеры, Амур запечатлен древним скульптором в образе бегущего пухлого ребенка, протягивающего вперед ручку с зажатой в ней трубой и что-то кричащего. Открытый рот малыша отдаляет его от идеалов классической эпохи античной пластики, зато привносит в него столько жизненной силы и экспрессии, что зритель буквально ощущает энергию, исходящую от этого несущегося ребенка.

Передача движения — сложная задача для скульптора, особенно такого стремительного, в котором показан юный Амур. Естественная пластика ребенка, его порывистость и эмоциональность нашли прекрасное воплощение в этой небольшой работе. Древнему ваятелю удалось создать фигурку Амура, стоящего на одной ноге, верно рассчитав распределение веса и добившись эффекта почти летящего бега, в котором мальчик будто вот-вот оторвется от земли.

Обучение Ахилла. I век н. э. Фреска

Фреска происходит из базилики Геркуланума — здания, служившего общественным целям. Греческий герой Ахилл известен прежде всего своей боевой удалью: один его грозный вид мог обратить противников в бегство. Он участвовал в Троянской войне и погиб при взятии Трои, пораженный в пяту стрелой, пущенной самим Аполлоном. Древний художник для росписи стены избрал другой сюжет из мифа про Ахилла.

Он восходит к юности героя, взращенного мудрым кентавром Хироном, воспитавшим необычайно сильного и смелого юношу, с которым никто не мог сравниться во владении оружием и быстроте бега. Также кентавр преподал ему уроки музыки, научив играть на кифаре. На фреске из Геркуланума Ахилл — еще юный ученик Хирона, его фигура выглядит хрупкой по сравнению с мощным телом кентавра, хотя он уже прекрасно сложен. Внимание Хирона направлено на струны, Ахилл же обернулся к учителю.

Танцующий фавн. I век н. э. Бронза

Статуя танцующего фавна происходит из Помпей. Она была найдена в так называемом доме Фавна (отчего и пошло его название), имевшем площадь более 3000 м2 и принадлежавшем представителям помпейской аристократии, имена которых история не сохранила. Статуя фавна стояла в открытом дворике с неглубоким резервуаром для сбора дождевой воды — атриуме.

Скульптура является великолепным образцом античной пластики, свидетельствующим о превосходном чувстве пропорций ее создателя и смелости его замысла. Танцующая фигура изображена в достаточно сложном ракурсе, требующем от ваятеля величайшего мастерства. Поза фавна полна экспрессии, весь его образ воплощает безудержный танец и эмоциональный экстаз, в котором пребывает это божество, символизируя неистовость и страсть, заложенную природой в каждом человеке.

Портрет Луция Цецилия Иукунда. I век н. э. Бронза. Высота — 35

Луций Цецилий Иукунд был преуспевающим помпейским банкиром, имевшим широкие связи в своем городе, в том числе с представителями его верхушки. Как и его коллеги, он занимался хранением денег клиентов и безналичными расчетами между ними. В его полуразрушенном, но все же дошедшем до наших дней доме сохранились не только детали обстановки, но и восковые таблички, служившие счетами клиентов. Дом Цецилия был разрушен во время извержения Везувия в 79 году, его собственная жизнь оборвалась тогда же, или за несколько лет до извержения, во время землетрясения.

Бронзовый портрет представляет мужчину преклонных лет, не отличающегося красотой, но производящего впечатление умного и деятельного человека. Римский скульптор не обошел вниманием его оттопыренные уши, асимметрию лица, глубокие морщины, пролегающие возле глаз и бороздящие лоб, дряблость увядающей кожи. Потрясающая реалистичная трактовка черт лица со скрупулезной проработкой его индивидуальных анатомических особенностей, характерная для римского скульптурного портрета, нашла в этом произведении достойное воплощение.

Женщина со стилом. Портрет Сапфо. I век. Фреска

Считается, что этот изумительный женский образ, созданный в Помпеях, является портретом легендарной поэтессы Сапфо (VII–VI века до н. э.) — первой женщины, посвятившей себя музе поэзии. Дань ее таланту отдавали многие знаменитые современники, и, несмотря на то что до наших дней из всего ее наследия дошли лишь фрагменты, имя Сапфо известно и сегодня. Она вдохновляла многих поэтов и художников, заставляя вновь и вновь обращаться к легенде о ее жизни и любви.

Более двадцати веков отделяют нас от того времени, когда творила легендарная поэтесса. Многие биографические сведения о ней подвергаются сомнению, однако считается, что она имела дочь и была объектом любви древнегреческого поэта Алкея. Самый известный эпизод из жизни Сапфо — это закрепившаяся в веках мифическая история о ее самоубийстве из-за неразделенной любви к прекрасному юноше, реальность которой не подтверждена. Лирика поэтессы снискала громкую славу, не меркнущую и по сей день. Ее называли десятой музой; в историю Сапфо вошла как воплощение страсти и любовного томления.

Можно ли судить о внешности Сапфо по этому портрету — сказать сложно, ведь он создан спустя несколько столетий после того, как она покинула свет. Сохранились данные, что Сапфо не отличалась физической красотой, однако фреска из Национального археологического музея в Неаполе представляет необычайно прекрасную и чарующую нежностью женщину с манящим и загадочным взглядом задумчивых глаз.

Тесей и Минотавр 63–79 н. э. Фреска. Высота — 191

Изображение Тесея, победившего в мрачном Лабиринте Минотавра, находилось в базилике Геркуланума. Действие мифа происходит на греческом острове Крит, где, по легенде, в Лабиринте, построенном знаменитым мастером Дедалом, жило чудовище Минотавр с телом человека и головой быка, питавшееся мясом людей. Жители должны были ежегодно отправлять ему на съедение мальчиков. Эта страшная повинность была упразднена Тесеем — афинским царевичем, решившим покончить с кровожадным Минотавром. Отправившись в Лабиринт, Тесей победил чудовище, а выбраться из запутанного ряда помещений ему помогла царевна Ариадна, полюбившая героя и научившая его выйти оттуда. Углубляясь в Лабиринт, Тесей разматывал данный ею клубок ниток, и по этой легендарной нити Ариадны он и вышел из хитроумного архитектурного творения Дедала.

На фреске не показана битва Тесея и критского чудовища. Кульминационное событие, будоражащее нервы, осталось за рамками росписи. Зритель видит героя-победителя и окружающих его благодарных мальчиков, спасенных от ужасной гибели. У ног прекрасного юноши — поверженная фигура Минотавра (плохо сохранилась).

Нарцисс и Эхо. До 79 н. э. Фреска

История любви нимфы Эхо к прекрасному юноше Нарциссу печальна, как и грустна история самого Нарцисса. Одаренный богами изумительной красотой, он имел холодное сердце, которое не знало любви и не могло отозваться ответным чувством на нежный или страстный призыв. Эхо однажды повстречала юношу во время охоты и, невидимая им, сопровождала его. Когда же она показалась Нарциссу в лесной чаще, он отверг ее дружбу. Нимфа с тоски заболела и умерла, превратившись в камни, и остался лишь ее голос, до сих пор звучащий в горах и лесах.

Фреска из Помпей показывает гордого Нарцисса сидящим у ручья. В воде, как в зеркале, отражается его прекрасное лицо, в которое он, наказанный за свою надменность и отвергнутую любовь нимфы, влюбится и умрет над ручьем, не в силах от него оторваться. На заднем плане видна фигура грустной Эхо, любующейся юношей.

Похищение Европы. До 79 н. э. Фреска

Фреска происходит из Помпей. Похищение Европы — достаточно популярный мифологический сюжет в изобразительном искусстве. Главным героем в нем выступает громовержец Зевс, падкий на женскую красоту. Ничто не могло ему помешать в желании овладеть понравившейся прелестницей, кроме одного досадного обстоятельства: его олимпийская супруга Гера была столь же ревнива, сколько он любвеобилен, и строила различные козни как своим соперницам, так и рожденным ими детям.

Скрываясь от жены, к прекрасной Европе, дочери финикийского царя, Зевс явился в образе быка, когда она гуляла с девушками. Ласкаясь к ней и словно приглашая прокатить верхом, он дождался, когда Европа села ему на спину, и сразу же устремился в море и унес ее по волнам на остров Крит. Там Европа родила троих сыновей, один из которых стал царствовать на Крите.

На фреске показана завязка этого замечательного мифа: Европа садится на спину быка, не подозревая о том, кем на самом деле он является. Зевс направляется к воде, а одна из подруг принцессы пытается удержать его.