Национальный археологический музей Неаполь

Перова Д.

Искусство архаики и классики

 

Краснофигурный кратер со сценой похорон Патрокла. IV век до н. э.

Сосуды для благовоний с золотыми подставками. VI век до н. э. Керамика, золото

Изящные сосуды яйцевидной формы имеют столь узкое основание, что для их поддержания в вертикальном положении были изготовлены дополнительные подставки. Эти цилиндрические золотые изделия завершаются плоским декорированным полем.

Широкое тулово емкостей для благовоний переходит в довольно узкое горлышко, что объясняется их функциональным назначением. Перепад объемов сглаживается двумя небольшими ручками, гармонично дополняющими данные керамические изделия. Сосуды декорированы довольно нарядно: на темно-синем фоне эффектно выделяются желтые ободки, опоясывающие узкое донышко, тулово и горлышко. Самая широкая часть изделий украшена зигзагообразным орнаментом, выполненным белой и желтой красками.

Чернофигурный сосуд с изображением всадника и оруженосца. VI век до н. э. Керамика

Чернофигурная вазопись была распространена в эпоху архаики. На данном сосуде изображению двух всадников отведена центральная часть поверхности, остальное пространство заполнено черным фоном, благодаря чему изделие кажется строгим по стилю. Для оживления впечатления и одновременно чтобы подчеркнуть основные конструктивные части вазы, древний художник поместил у оснований тулова и шейки орнаментальные фризы и охватил тонкими декоративными поясками горлышко и широкую часть — на ней и располагается сюжетная композиция. Фигуры людей и лошадей еще статичны и подчинены строгому ритму композиции. Парные изображения всадников кажутся отражениями друг друга. Тонконогие кони, несмотря на чуть искаженные пропорции, полны грации и благородства. Парящая за спиной персонажей птица с широко раскинутыми крыльями смягчает строгость стиля живописной сцены.

Чернофигурный скифос с изображением поединка Ахилла и Мемнона. VI век до н. э.

Скифосы, низкие и широкие сосуды на устойчивом основании, использовались для питья.

Вся поверхность тулова этого керамического изделия служит живописным пространством, позволяя художнику расположить на ней сцену поединка, относящуюся к знаменитой Троянской войне, развернутой греками ради взятия легендарного города. В ней сражались и пали многие отважные герои, среди которых были Ахилл и Мемнон, им древний вазописец и посвятил свое творение.

Храбрый Ахилл, наводивший страх на весь лагерь троянцев, участвовал во взятии Трои. Мстя за смерть одного из своих друзей, он убил повинного в ней эфиопского царя Мемнона. Оба персонажа показаны в разгар борьбы, кровавая развязка близка. Герой, которому в этот раз благоволят олимпийские боги, стремительно наступает. Его менее удачливый противник уже опустился на одно колено, бой им проигран.

Ваза Прономоса. Конец V–IV век до н. э. Керамика

Для классической эпохи античного искусства характерна краснофигурная вазопись, когда на черном фоне керамического изделия красуются изображения красно-охристых оттенков. Именно в таком стиле декорирован данный кратер с волютами (завитками), форма которых придана его изящным ручкам. Сосуд предназначался для смешивания вина и воды во время застолий.

Живопись на его стенках чрезвычайно изысканна и посвящена театральной тематике. Здесь представлены покровительствующий сценическому искусству бог Дионис, музицирующий флейтист Прономос и актеры, снявшие маски, по которым зрители узнавали персонажей.

Древний вазописец черпал вдохновение в окружавшей его природе: прихотливый узор в виде лавровой ветви с ягодами опоясывает тонкую шейку кратера и, гибко повторяя завитки, украшает его ручки, а горлышко сосуда оформлено пальметтами — узором в виде стилизованных пальмовых листьев.

Изделие названо по имени художника, которому приписывается роспись.

Панафинейская амфора с изображением сцены метания диска. V век до н. э. Керамика

Панафинейские амфоры имели особое предназначение — служили призами победителям спортивных соревнований в ходе Панафинейских игр, проводившихся в честь богини Афины, о чем свидетельствует их название. Главной героиней росписей таких сосудов была сама Афина, чье изображение украшало одну часть стенки амфоры, на противоположной помещалась сцена состязания, за победу в котором она вручалась.

Фигура обнаженного атлета, приготовившегося к метанию диска, свидетельствует о прекрасном знании вазописцем анатомии человеческого тела, однако в передаче пластики движений еще присутствует скованность. Участники сцены, окруженные терракотовым фоном, практически не взаимодействуют друг с другом. Строгий стиль росписи тулова оживляется орнаментальным оформлением горлышка и основания сосуда, сообщающим декоративную нарядность всей живописной композиции.

Бюст Фемистокла. V век до н. э.

Бюст древнегреческого государственного деятеля и прекрасного военного стратега Фемистокла (около 524–459 до н. э.) доносит до зрителя черты этого незаурядного человека. Фемистокл занимался внутренней политикой Афинского государства, проводя реформы, и прославился как талантливый военачальник, благодаря проницательности которого греческий флот неоднократно одерживал победу над численно превосходившими силами противника (персидского царя).

Принеся военную славу своему государству, Фемистокл впоследствии был обвинен в сношениях с врагами. Ему пришлось покинуть родные земли. Талантливый полководец поселился в Персии и стал служить ее правителю.

Скульптурный портрет представляет человека средних лет с крупными чертами лица, «обрамленного» завитками бороды. Коринфский шлем, в котором он изображен, свидетельствует о военной деятельности и завершает образ этого мужественного героя истории Древней Греции.

Бюст Демокрита. V век до н. э. Мрамор(?)

Демокрит (460–370 до н. э.) вошел в историю философии как «смеющийся философ», потому что человеческие деяния казались ему несерьезными, а все, что волновало людей, представлялось мелким по сравнению с истинно важным знанием. В поисках этого знания Демокрит изучал греческую философию и, получив наследство, отправился странствовать по разным государствам, знакомясь с культурой и наукой населявших их народов. Это путешествие даже стало поводом судебного разбирательства, поскольку он потратил отцовское состояние без видимой пользы, и лишь его защитная речь убедила оппонентов в том, что из поездки Демокрит вернулся несравненно более богатым, но не в материальном, а в ментальном плане, обретя бесценные знания.

Мыслитель занимался вопросами мирового устройства, геометрии, живописи и поэзии, медицины и этики. Философия Демокрита в вопросе первичности материи и духа в мироздании признает первенство материи. В основе всего существующего в мире он считал атомы — вечные, неизменные и неделимые, бесконечно движущиеся в пространстве и при столкновении образующие миры.

Гармодий и Аристогитон Римская копия одноименной бронзовой группы работы Крития и Несиота 476 до н. э. Мрамор

Скульптурная группа посвящена двум героям, организовавшим в конце VI века до н. э. покушение на тирана Афин, Гиппия. Им не удалось реализовать свой замысел полностью, мужчины убили брата правителя — Гиппарха, за что поплатились жизнью. Спустя несколько лет после этого события режим был свергнут, а Гармодий и Аристогитон стали почитаться как освободители народа.

Расправа над тиранами имела не только политическую подоплеку, причиной стали любовные притязания и ревность. Гиппарх добивался расположения Гармодия, но прекрасный молодой человек ответил ему отказом. После этого он ради мести прилюдно оскорбил юную сестру Гармодия, заявив, что та недостойна участвовать в празднествах в честь богини Афины. Это пятнало честь семьи Гармодия, и он решил отомстить обидчику.

Аристогитон в свою очередь тоже имел личные причины разделаться с тиранами: им руководила ревность, ведь он сам любил Гармодия и притязания на него брата правителя были ему не по нраву.

Бюст Сократа. V век(?) до н. э. Мрамор

Сократ (470–399 до н. э.) предстает полным внутреннего достоинства и спокойствия и погруженным в себя, ведь путем самосозерцания он постигал нравственную природу человека. Жизнь Сократа отражала его философские воззрения: считая, что материальный достаток не приносит достоинства, он не заботился о деньгах и жил со своей семьей достаточно бедно. Великий мудрец не брал платы от учеников, проводя все время в разговорах, направленных на поиск истины. Эти беседы обогащали и тех, кому посчастливилось с ним говорить, и его самого, поскольку помогали философу приблизиться к истинному знанию, которым он, по собственному признанию, не обладал.

Связав свою жизнь с философией, Сократ встретил смерть достойно: когда афинский суд, обвинив мудреца в непочитании богов и развращении юношества, приговорил его к смерти, в день казни он спокойно простился с женой и в присутствии учеников выпил чашу яда, сказав, что подготовлен к переходу в небытие своим учением и всей жизнью.

Диомед Римская копия. Оригинал — скульптура «Диомед» Кресилая, около 430 до н. э. Мрамор. Высота — 177,5

Диомед был одним из героев гомеровской «Илиады», участвовавшим в Троянской войне. Вместе с Одиссеем он пробрался в осажденный город и вынес из него статую Афины, которая считалась символом неприступности Трои.

Прекрасное тело юноши обнажено, лишь через плечо небрежно перекинут плащ. Несохранившиеся руки статуи затрудняют понимание, в какой позе греческий скульптор Кресилай хотел представить героя. Существует предположение, что в правой Диомед держал меч, а в левой — похищенную из Трои скульптуру Афины, оберегавшую город.

Плита с изображением скорбящих женщин. Середина IV века до н. э. Фреска. 108x53

Плита являлась частью декоративного оформления гробницы. Вереница изображенных на ней женщин ведет свой танец: левые руки героини подают идущим впереди, а правые — идущим сзади. Танец подчиняет участвующих своему ритму, повторение элементов имеет символическое значение. Его изображение в качестве декора усыпальницы говорит о ритуальном характере действа, связанном с заупокойным культом. Строгому ритму подчинены не только фигуры женщин, но и цветовая гамма данного произведения античной живописи. Героини облачены в длинные одеяния и плащи, покрывающие головы. Строго соблюдается их цветовое сочетание, например красному платью соответствует сине-голубой плащ и наоборот. Во избежание однообразия художник чередует яркие цвета.

Гидрия с изображением танца сатиров и менад. 430–420 до н. э. Керамика. Высота — 48

В античном мире гидрии использовались для хранения воды, о чем говорит название этого типа сосудов. В соответствии со своим предназначением они изготавливались с широким туловом и узкой длинной шейкой и имели две ручки по бокам для удобства переноски и одну дополнительную (наподобие той, что у современного кувшина), чтобы было проще переливать воду в другие емкости.

Гидрия богато декорирована. Большую часть ее поверхности занимает сцена танца. Разнообразие ракурсов, в которых изображены персонажи, сообщает композиции динамику. Танцевальная процессия, разворачивающаяся на живописной поверхности изделия, подобно фризу, прекрасно обыгрывает его форму. Зритель не видит начала и конца этого движения, из-за чего создается эффект бесконечности шествия.

Флора Фарнезе. II–Ill века, римская копия с греческого бронзового оригинала IV века до н. э. Мрамор

Представленная скульптура найдена в римских термах императора Каракаллы. Она украсила собой палаццо Фарнезе в Риме, а в XVIII столетии была перевезена в Неаполь.

В греческом оригинале статуя посвящена богине любви и красоты Афродите. Римская копия, формально повторив первоначальный вариант, названа Флорой. Это богиня — покровительница цветов, культ которой был распространен на территории древней Италии. Восхитительная красота, приписывавшаяся юной богине, сопоставлялась с прелестью Афродиты (римской Венеры).

Легкие одежды струящимися складками обнимают фигуру прекрасной девы, подчеркивая совершенство форм ее тела и тая от нескромных глаз самое сокровенное. В руке Флора держит цветы — постоянный атрибут этой богини в искусстве, дополняющий ее образ.

Афина Промахос. I век. Мрамор

Существует мнение, что данная статуя является копией знаменитой одноименной работы Фидия, относящейся к V веку до н. э. Афина была одной из любимейших представительниц сонма олимпийских богов. Статуя Афины Промахос представляет великую дочь Зевса в образе девы-воительницы. В правой руке она держала утраченное ныне копье, готовая метнуть его в противника. Левая рука с перекинутым через нее плащом, свисающим и защищающим тело богини подобно щиту, выставлена вперед в оградительном жесте. Прекрасное лицо, осененное завитками волос, спокойно и полно достоинства. Образ воительницы дополняет шлем с высоким гребнем — постоянный атрибут этой героини греческих мифов.

Александр Великий. I век, римская копия. Оригинал — скульптура Лисиппа, вторая половина IV века до н. э. Бронза

Древнегреческому скульптору Лисиппу приписывается более тысячи произведений. В оригинале до наших дней они не дошли, а известны по римским копиям. Творчество ваятеля относится к концу классической эпохи древнегреческого искусства. Лисипп пользовался безграничным доверием царя Македонии Александра Великого, портреты которого он неоднократно выполнял. Ему удавалось передать сложность натуры полководца, магнетизм его личности.

Конный портрет великого македонца показывает Александра в бою. Царь легко сохраняет равновесие на своем вставшем на дыбы верном друге, он готов поразить мечом (ныне не сохранившимся) невидимого противника. Скульптурная группа отличается натуралистической трактовкой деталей, свойственной искусству Лисиппа. В образе Александра благородство и смелость молодого полководца сочетаются с тонкостью натуры, сквозящей и в хрупкой стройности его фигуры, и в задумчивости лица, обрамленного романтическим ореолом мягких кудрей.