Будущего бояться не нужно

Амосов Николай

НАЧАЛО

 

Точкой отсчета в любых прогнозах может быть только человек. Биологический Человек — это стадное животное с творческим разумом. «Человек общественный» отличается тем, что его поведение определяют не только потребности, но и убеждения, придуманные самим или полученные от общества — от идеологий.

Потребности — от инстинктов: от инстинкта самосохранения — потребность в пище, защите, от интеллекта и инстинкта размножения — потребность в семье. Но главный инстинкт для понимания общества — стадный. Он дает целый набор потребностей-чувств. Когда человек один, то хочется хотя бы кого-то увидеть, послушать. Послушал — самому высказаться. Дальше — командовать, навязать свою волю. Это — лидерство — важнейшая потребность.

Люди разные — сильные, средние, слабые… добрые, жадные… Но только лидеры с сильным характером определяют прогресс. А не массы!

Так каков же он, человек? Судите сами. Приведу две цифры. На помощь бедным странам богатые отчисляют аж 1 % бюджета при соотношении доходов на душу 32 к 1. Военные расходы всех стран — около 400 миллиардов долларов в год, а на защиту природы тратят 50. Вывод: человек — эгоистическое, жадное и агрессивное существо! Но если бы не было в нем хорошего начала, разве распространились бы великие религии? Так бы и жили: человек человеку — волк. Да, противоречивость… И не без надежды.

Общество людей родилось из стаи. Этологи описали ее этику: каждый отдельно добывает пищу и ни с кем, кроме детенышей, не делится. Могучая потребность в общении собирает существа в группы — по родству, по возрасту, интересам, а стремление к лидерству побуждает бороться в них за первое место («порядок клевания» — в стае кур!). Ссоры и драки за самку, первенство или пищу — часты, но не доходят до убийства. Вожак завоевывает свое место в борьбе и деспотически управляет стаей. Все представители другой стаи — враги. Стая бьется с ними насмерть. Детеныши и слабые оберегаются. Существует справедливость обменов при общении: ласками, услугами, но также — и угрозами. Взаимоотношения отрабатываются в играх. У животных различных видов встречаются в стаях элементы демократии и коллективизма.

Государство — это тоже стая, только в ней действуют не особи, а группы. Люди собираются в них в силу стадного инстинкта и факторов цивилизации: разделения по труду, собственности, происхождению, богатству… Группы — со своими лидерами и с антагонизмом в отношении других групп.

Социальная эволюция началась с изобретения орудий и знаков речи. Особенно важна речь. Она усилила общение первобытных людей, обеспечила накопление информации в стае, увеличила управляемость коллективными действиями, отделила одну стаю от других и превратила ее в племя со своим языком. Речь заложила основы абстрактного мышления — создания обобщенных понятий. В частности: «Я» и «Они», жизни, смерти и бессмертной души. А потом и богов.

Прогресс человеческих сообществ (самоорганизация!) был не у всех одинаков. Из тысяч существовавших племен в цивилизации превратилось около двадцати. Остальные исчезли, а некоторые еще продолжают полудикое существование в джунглях Южной Америки и Африки.