10 лекций о Каббале

Лайтман Михаэль

Лекция 2

 

Вопрос: Как можно воспользоваться знаниями по Каббале, чтобы влиять на свою жизнь?

Ответ: Сначало надо понять, что такое ваша жизнь, какой она имеет смысл, для чего дана, с чего начинается и чем кончается? А затем связать ее Каббалой. Каббала говорит, что Творец создал все миры одновременно, включая и наш мир. Каббала дается для того, чтобы человек использовал ее в этом мире.

Творец создал человека для наслаждения бесконечным и абсолютным наслаждением. Чтобы достичь такого состояния, человек должен знать, как функционирует вся система миров, знать ее законы. Законы этого мира исходят из духовного, где мы находимся до нашего зарождения здесь и после ухода отсюда. Для нас важен только тот отрезок жизни, который проходит в нашем физическом теле. А как его прожить, может обучить Каббала. Каббала говорит, как максимально использовать в этой жизни все, что происходит с нами. Знать все и использовать совершенно все человек обязан для своего восхождения.

Нужно понимать всю природу нашего мира: неживую, растительную, животную и человеческую, понимать ту душу, которая спускается в нас, по каким законам она развивается. В этой жизни человек должен, по закону развития духовных ступеней, достичь наивысшую ступень. Ему будет даваться много шансов, не сейчас, так в следующий раз, и еще много раз. Пока он не достигнет нужного состояния.

Каббала помогает ускорить этот путь. Творец создал очень интересную формулу: либо вы сами начинаете однажды спрашивать себя, для чего вы живете на этом свете, не дожидаясь страданий, либо Он дает вам такие страдания, после которых вы вынуждены будете задать себе этот вопрос. Иными словами, двигаетесь ли вы к цели добровольно, либо принудительно. Каббала предлагает нам добровольный путь, самый оптимальный, чтобы мы двигались по нему, наслаждаясь.

Может ли помочь Каббала выплачивать ссуды на квартиру, успеху в бизнесе, семейном счастье и т.д. Однозначно на этот вопрос нельзя дать ответа. Каббала учит тому, как наиболее оптимально применить весь этот мир для той цели к которой нас всеми этими неприятностями толкает Творец. Каббала объясняет с каким духовным богажом должен выйти человек из этой жизни, не как решить свои проблемы, а как с этими проблемами решить именно ту проблему, ради решения которой все эти житейские проблемы посылаются нам. Страдания именно и даются нам, чтобы они привели нас к духовному возвышению.

Когда человек постигает все законы миров, он знает, что и для чего на него нисходит свыше, каким образом максимально использовать то, что послал ему Творец, как правильно поступать. Мы же в принципе не понимаем, что делать, если на нас что-то сваливается, куда бежать, к кому обращаться. Решая свои житейские проблемы так как мы их привыкли решать «в лоб», мы как бы убегаем от неприятностей, нго поскольку не идем к цели, получаем новые проблемы. Ведь они исезнут только когда исполнят свою роль: подтолкнут нас к цели жизни.

При знании духовных законов мы видим все причины и следствия, смотрим как бы сверху на происходящее, видим все связи. Тогда каждый наш поступок становится осмысленным и жизнь наполняется совсем другим свойством, не выглядит так безысходно. Мы соединяем воедино наши состояния до появления в этой жизни, земной период существования и уход из него. Это совсем иной уровень существования.

В наше время у очень многих возникает вопрос о смысле жизни, о том, что находится над нами. Причиной этому является предыдущий опыт, накопленный душами в результате их нисхождения в наш мир.

Творец создал страдания, чтобы человек задумался о смысле этих страданий, о том, откуда они нисходят. Таким образом, он как бы мысленно обращается к Творцу, еще не понимая этого. Творец ждет от нас желания связаться с Ним. Но когда человек берет в руки книгу, он может, не дожидаясь подталкивания страданиями сзади, с помощью учебы тянуться вперед сам.

И тогда эти же страдания он испытывает как наслаждения, двигаясь быстрее их и понимая, для чего они и откуда. А Творец из источника страданий превращается в источник наслаждений. От нас зависит та скорость, с которой мы можем двигаться вперед. В этом и есть право выбора, свобода воли.

Творец создал для нас наслаждение, но чтобы им правильно воспользоваться, Он нас подгоняет. Тяга к наслаждениям, которых нет, доставляет нам страдания. Мы готовы для достижения этого бежать, куда угодно. Другими словами, страданием называется отсутствие наполнения. Но никакая погоня за наслаждениями ни к чему хорошему не приведет, потому что как только мы достигаем чего-либо, наслаждение перестает нам быть интересным, и мы снова ищем уже другое.

Наслаждение, при его получении, исчезает. Никогда страдание наслаждением не наполнится. Наслаждение ощущается лишь на переходе между страданием и наслаждением, только при первом ощущении. А при дальнейшем наполнении я все больше и больше убиваю наслаждение.

Такой метод наполнения порочен и непригоден. Чтобы наслаждение было вечным, нужно научится наслаждать другого. Зная, что Творец хочет нашего наслаждения, только поэтому принять его, чтобы доставить ему удовольствие, а не по тому, что хотим самонасладиться.

Об этом тяжело и невозможно говорить сейчас, нет слов объяснить. Только когда Творец открывается человеку, к человеку приходит понимание. Человек начинает ощущать Творца после прохождения через махсом между нашим миром и духовным, т.е. еще за 6000 ступеней до гмар тикун. Каждая духовная ступень – это какая-то мера раскрытия Творца. Гмар тикун наступает тогда, когда человек поностью исправляет свои желания.

Первая стадия изучения Каббалы заключается в том, чтобы как можно больше читать, пропускать через себя. Следующим этапом является работа в группе, когда ученик свои желания соединяет со всей группой. Его сосуд становится во столько раз больше, сколько человек находится в группе.

Начинает ощущаться то, что выходит за грани личных интересов, в данном случае это группа, которая тоже явялется Творцом, потому что все, что вне меня – это Творец. А кроме Творца и меня, ничего не существует. В основном, вся работа начинается и заканчивается в группе.

Во все времена у всех каббалистов были группы. Только с помощью группы и на взаимоотношениях внутри группы они постигали духовный мир. Гмар тикун – это тогда, когда все человечество становится одной группой. Но до этого еще много надо пройти, хотя становится все более реально. Во всяком случае, на высшем уровне к этому подготовлены все корни, все силы.

Мы с вами изучаем два этапа: нисхождение творения сверху вниз, как оно развивается от своей идеи, от состояния, в котором задумал его Творец, до нашего мира. А второй этап заключается в том, каким образом человек в нашем мире начинает подниматься вверх до самой высшей ступени. Подниматься вверх не телесно (тело остается в этом мире), а своими постижениями и духовным развитием.

Итак, о парцуфе, который мы изучали, нам известны два состояниия: когда он получает свет и наслаждается, такое кли называется хохма, и когда кли желает отдать и тоже наслаждается, тогда оно называется бина. Эти оба кли совершенно противопложны друг другу.

Есть еще и третье состояние, промежуточное, когда кли немного получает ради Творца, а в большей части остается пустой. Такое состояние называется зеир анпин, или малое лицо, т.к. всего 10% есть там света хохма и ор хасадим на 90%.

Если в кли есть свет хохма, то такое состояние называется лицо, а большое оно или маленькое – зависит от количества ор хохма. Ну, а последняя стадия, малхут, называется настоящим творением, потому что само страстно желает получать свет хохма. Свет поэтому полностью наполняет малхут. Это состояние малхут называется мир Эйн Соф – мир бесконечного, т.е. неограниченного получения.

Затем малхут, по-прежнему желая получать свет, решает не использовать это желание, т.к. понимает, что это желание получать ради себя, отдаляет ее от Творца, и делает первое сокращение, исторгает свет, и остается пустой. Отдавая свет, малхут как бы становится подобной Творцу по свойствам.

Наслаждение от отдачи ощущается как абсолютное и полное. Оно не исчезает, потому что, отдавая, все время ощущаешь объект, которому отдаешь и этим наслаждаешь его. При этом есть возможность бесконечно ощущать наслаждение по количеству и качеству.

Конечно Творец, создавая кли, заранее предусмотрел, что кли, наполненное светом, получит свойства отдавать, чтобы в конечном итоге стать таким же, как свет.

Как же теперь малхут может стать подобной свету и получать свет? Мы говорили, что она ставит над собой антиэгоистический экран на все свое желание. Перед ней находится 100% света -наслаждения, соответственно желанию малхут в 100 кг. С помощью экрана в 100 кг силы противодействия своему желанию насладиться, она отталкивает все наслаждение и решает, что принимать сможет столько света, насколько доставит этим наслаждение Творцу, а не себе. Такое получение света равносильно отдаче.

Свет, который приходит к малхут, называется ор яшар, отраженный ею весь свет называется ор хозер, а 20% света, которые она принимает внутрь, называется ор пними. Большая часть света, которая осталась снаружи, называется ор макиф. В нижней части малхут, куда не вошел ор хохма, есть ор хасадим.

От состояния малхут в мире Эйн Соф осталось решимо далет де итлабшут (информация о количестве и качестве света) и далет де авиют (информация о силе желания). Расчет в голове на получение первых 20% света ради Творца малхут сделала на основании решимо далет де итлабшут и далет де авиют.

Чтобы ощутить духовный стыд от получения, необходимо, прежде всего, ощутить Творца, ощутить Его свойства, почувствовать в нем Дающего, увидеть Его величие. Тогда сравнение свойств Творца со моими эгоистическими свойствами вызовет чувство стыда.

Но для ощущения этого нужно очень много познать. По мере постижения величия Творца, возникнет желание делать что-то ради Него. Отдача высшему равносильна получению. Это мы млжет наблюдать и в нашем мире: если человеку предоставляется возможность сделать что-то ради какого-либо большого человека, он делает это с удовольствием и наслаждается при этом.

Вся наша работа заключается в том, чтобы Творец раскрылся нам, раскрыл свое величие, могущество – тогда увиденное послужит энергией делать что-то ради Творца. Раскрытие же Творца наступает тогда, когда у человека уже есть твердое желание, чтобы раскрытие послужило только альтруистическим целям, т.е. приобретению альтруистических свойств.

Первый парцуф, получивший порцию света, называется Гальгальтой. После битуш пним у макиф (обоюдных ударов ор пними и ор макиф в экран в табуре) парцуф чувствует, что не сможет устоять перед наслаждением того света, который еще находится снаружи, и решает исторгнуть весь свет. В этом состоянии у парцуфа нет проблем, нет никакого контакта с наслаждением, он его не ощущает.

При исторжении света, экран поднимается вверх, становится более слабым и соединяется с пэ де рош. Это действие называется издахехут, ослабление. Когда же под действием света экран спускается вниз, то приобретает больший авиют, огрубление.

После исторжения света из первого парцуфа, в нем осталось решимо далет де итлабшут и гимел де авиют. Исчезла одна степень авиюта, т.к. парцуф понял, что с прежней степенью далет он уже работать не может. Согласно авиют гимел экран спускается с пэ де рош на уровень более низкий, чем далет. Если уровень далет – это пэ парцуфа Гальгальта, то уровень гимелего хазе (грудь).

Снова на экран сверху давит свет, экран его отталкивает, но затем решает принять, согласно решимот, но не ниже табура Гальгальты, т.к. ниже табура даже парцуф Гальгальта не смог принять. Второй парцуф, который сейчас распространяется, называется А"Б.

Затем снова битуш пним у макиф, вновь исторжение света, и новая информация-решимо остается в парцуфе: гимел де итлабшут (свет не 4-го уровня, как в А"Б, а только 3-го) и бет де авиют (опять потеря одной ступени авиют из-за битуш пним у макиф).

Поэтому экран, который сначала поднялся в пэ де А"Б при исторжении света, сейчас спускается уже на уровень хазе де А"Б, где произойдет образование нового парцуфа на зивуг на решимот гимел-бет. Этот парцуф называется СА"Г.

Далее снова битуш заставляет масах подняться в пэ де рош СА"Г с решимот бет-алеф, затем согласно решимот спускается в хазе де СА"Г, откуда выходит 4-й парцуф М"А, затем по такому же принципу 5-й парцуф БО"Н на решимо алеф-шореш.

Каждый парцуф состоит из 5-ти частей: шореш, алеф, бет, гимел, далет. Без этого не может возникнуть ни одно желание. Эта конструкция представляет собой жесткую систему, которая никогда не меняется. Последняя стадия далет ощущает все четыре предыдущих желания, которыми ее создал Творец и дает каждому желанию имя, каким она видит Творца в каждый отдельный момент, поэтому называется Именем Творца, или АВАЯ (юд-кей-вав-кей). Эти буквы мы потом будем изучать. Это как скелет человека большего, меньшего, лежачего, сидячего, стоящего, но основа всегда одинакова.

Если парцуф наполнен светом хохма, то он называется А"Б, если внутри парцуфа есть ор хасадим, то имя ему СА"Г. На сочетаниях света хохма и хасадим мы даем наименование всем парцуфим. Все, что описано в Торе, не более чем духовные парцуфим, в той или иной пропорции заполненные либо светом хохма, либо – хасадим.

После выхода 5-ти парцуфим Гальгальта, А"Б, СА"Г, М"А и БО"Н, все решимот исчезают, т.е. все желания, которые могли быть наполнены ради Творца, истощаются, экран полностью теряет способность получать свет ради Творца, а только в состоянии противостоять эгоизму не получая ничего.

Таким образом, после первого сокращения малхут может произвести 5 последовательных порционных получений света. Конструкция из 5-ти парцуфим называется миром Адам Кадмон. А дальше ничего и не может произойти. Малхут окончательно реализовала свои 5 решимот.

Мы видим, что малхут в Эйн Соф, полностью наполненная светом, после первого сокращения с помощью 5-ти парцуфим может лишь частично заполниться светом, только до табура. Задача заключается в том, чтобы малхут смогла наполнить ради Творца и часть конечную часть (соф, от табура до сиюм раглав).

Творец хочет ее наполнить наслаждением безгранично. Нужно лишь создать такие условия, чтобы она сама захотела и смогла наполнить оставшуюся часть, возвращая этим наслаждение Творцу. О том, как происходит такое развитие, мы узнаем на следующем занятии.